ДОПСП Футбол

Содержание
1.Пояснительная записка………………………..…………………………………………...….2
2.Учебный план………………………………..………………………………………………...5
3.Нормативная часть…………………………..………………………………………………...7
4.Методическая часть…………………………….…………………………….……………….8
5. План воспитательной и профориентационной работы………………..………….……….29
5.Система контроля и зачетные требования……………………………..…………………...32
6.Перечень информационного обеспечения………………………………..………………...37

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
футболу

разработана

общеобразовательная
в

соответствии

с

предпрофессиональная
действующими

программа

по

нормативно-правовыми

документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Федеральные государственные требования к минимуму
содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных
программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим
программам, Приказ министерства спорта РФ от 15.11.2018 № 939; Порядок организации
и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 №
196.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Программа предназначена для детей в возрасте 8 - 18 лет. Период освоения
программы - 8 лет. Программный материал объединен в целостную систему многолетней
спортивной подготовки, предусматривающий обучение на 2 этапах:
- этап начальной подготовки,
- тренировочный этап.
Актуальность программы определяется следующими факторами:
- пропаганда здорового образа жизни;
- недостаточность физической активности учащихся;
-стремление перспективных детей и подростков достичь высших спортивных
результатов.
В данной программе учтены особенности условий занятий и работы «ДЮСШ г.
Свирска». В основу программы заложены основополагающие принципы спортивной
подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой
спортивной практики. Программа сохраняет преемственность подходов и принципов,
содержит необходимые данные, отвечающие современным требованиям и условиям
работы тренеров-преподавателей « ДЮСШ г. Свирска».
Деятельность по Программе направлена на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической
культурой и спортом,
- создание условий для физического воспитания и физического развития,
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том
числе в избранном виде спорта - футбол,
- выявление, отбор одаренных детей, подготовка спортивного резерва,
3

- подготовка учащихся к поступлению в образовательные организации, реализующие
профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
Программа разработана с учетом следующих основных принципов спортивной
подготовки:
1) принцип комплексности, который предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон
тренировочного процесса (физической, психологической, теоретической, техникотактической подготовок).
2) принцип преемственности, который определяет последовательность изложения
программного материала по этапам обучения для обеспечения в многолетнем
тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов
тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и техникотактической подготовленности;
3) принцип вариативности, который предусматривает в зависимости от этапа
многолетней

подготовки,

индивидуальных

особенностей

юного

спортсмена,

вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся
разнообразием

тренировочных

средств

и

нагрузок,

направленных

на

решение

определенных задач спортивной подготовки. ФУТБОЛ (англ. football, от foot - нога и ball мяч), спортивная командная игра, цель которой - забить как можно больше мячей в ворота
соперника, и не пропустить в свои, используя индивидуальное ведение и передачи мяча
партнерам ногами, головой и др. частями тела - кроме рук. В матче побеждает команда,
забившая больше голов.

По популярности и распространенности на планете футбол

является игровым видом спорта номер один, членами международной федерации футбола
(FIFA) являются 208 национальных футбольных федераций. Во многих странах эта игра
является частью национальной культуры и объектом национальной гордости, что во
многом определяет тот уровень интереса, который проявляется к футболу, и тем
процессам, которые его окружают, во всем мире.
Эта игра имеет огромный ряд особенностей и преимуществ которые делают ее
такой популярной. Футбол общедоступен. Для того чтобы в него играть нужны только
мяч, любая ровная площадка и ворота. Поэтому многие профессиональные игроки еще в
детстве начали свой путь с «дворового» футбола. В эту игру может играть каждый, она
проста и в то же время, интересна и зрелищна.
В результате занятий футболом укрепляется опорно-двигательный аппарат,
укрепляются мышцы, улучшается работа кровеносной и дыхательной систем. Развивается
ловкость, координация, быстрота реакции, игровое мышление, повышаются скоростно4

силовые характеристики и выносливость, укрепляются морально-волевые качества
игрока.
Футбол - это прежде всего командная игра, где исход встречи зависит не столько от
каждого игрока в отдельности, сколько от умения этими игроками взаимодействовать
друг с другом. Успех команды также зависит от скоростных и скоростно-силовых
способностей футболистов, умения делать грамотные передачи, видеть партнера по
команде и молниеносно принимать решения. Но футбол основан не только на командных
взаимодействиях и тактике, но и на индивидуальной технике каждого игрока, умения
нанести удар, обвести противника, обыгрывать соперника. Все эти качества требуют
огромной физической и технической подготовленности и нарабатываются путем
многолетних тренировок.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тренировочный процесс организуется в течении всего календарного года в
соответствии с годовым календарным планом, рассчитанным на 52 недели: Программа
рассчитана на 46 недель учебно-тренировочных занятий в

спортивной школе, 6 недель

по индивидуальному плану. Основные формы организации тренировочного процесса:
- групповые тренировочные занятия,
- индивидуальные тренировочные занятия, проводимые с несколькими занимающимися,
объединенными в команду для подготовки к участию в
соревнованиях,
- самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам,
- тренировочные сборы,
- участие в соревнованиях и иных мероприятиях,
- медико-восстановительные мероприятия,
- промежуточная и итоговая аттестация.
Учебный план отделения футбола
Разделы

Этапы и годы реализации

подготовки

Этап

Тренировочный этап

Этап

начальной

Базовой

Спортивной

совершенствования

подготовки

подготовки

специализации

спортивного

Свыше двух

мастерства

До

Свыше До двух лет
5

года

года

63

63

58

50

25

25

85

85

97

134

136

136

113

113

144

175

170

170

25

25

37

88

88

88

13

13

38

72

72

72

13

13

57

63

74

74

37

42

59

59

468

624

624

624

Общая физическая

лет

подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Техническая
подготовка
Тактическая,
теоритическая,
психологическая
подготовка
Техникотактическая
(интегральная)
подготовка
Контрольные
календарные игры,
тренерская,
судейская
подготовка,
восстановительные
мероприятия
Самостоятельная
работа
Всего часов в год

312

312

Учебный план составлен в академических часах.
Нормативы максимальных объемов тренировочной нагрузки
Этапные

Этап

нормативы

начальной

Тренировочный этап
Начальная специализация

подготовки
1 г.

Свыше

Углубленная
специализация

1 год

2 год
6

3 год

5 год

6год

1 года
Количество

6

6

9

9

12

12

12

3

4/5

4/5

5/6

5/7

6/7

6/7

312

312

468

468

624

624

624

часов в неделю
Количество
занятий в
неделю
(максимальное)
Общее
количество в
год
Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна
превышать 2 академических часов, в тренировочных группах не более 3-х академических
часов. В каникулярное время, во время тренировочных сборов количество тренировок в
день увеличивается, но не более максимального количества в неделю.
Календарный учебный график
Объем

Всего

Режим

учебных часов

учебных недель

работы

1 (6ч.)

312

52

З раза * 2 часа

2.

2, 3 (6ч.)

312

52

3.

4 (9ч.)

468

52

4.

5 (12ч.)

624

52

5.

6 (12ч.)

624

52

6.

7 (12ч.)

624

52

7.

8 (12ч.)

624

52

№

Год обучения

1.

7

4 раза * 2 часа
4 раза * 2 часа
1 раз*1 час
6 раз * 2 часа
6 раз * 2 часа
6 раз * 2 часа
6 раз * 2 часа

3. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Спортивная подготовка футболистов - многолетний целенаправленный процесс,
представляющий

собой

единую

организационную

систему,

обеспечивающую

преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных
групп. Для реализации многолетней спортивной подготовки футболистов в ДЮСШ была
разработана данная предпрофессиональная программа спортивной подготовки.
Завершение обучения на каждом этапе и возможность перехода обучения на
следующий этап осуществляется по результатам тестирования, включающего в себя
определение

уровня

физической

подготовленности,

технического

мастерства

и

выполнения спортивных разрядов.
Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст для
зачисления на этапы спортивной подготовки и наполняемость групп.
Этапы
спортивной
подготовки

Минимальный
Продолжительност

возраст для

ь этапов (в годах)

зачисления в
группы (лет)

Оптимальная
наполняемость
групп (человек)

Максимальное
количество
человек в
группе

Этап
начальной
подготовки

До трех лет

8

12-14

20-25

10

12-14

20

13

12-14

14

(НП)
Начальная
специализация
Тренировочн

2 года

ый этап (ТЭ)

Углубленная
специализация
3 года

Для спортсменов, планирующих поступление в образовательные организации
профессионального образования, реализующих основные профессиональные программы в
области физической культуры и спорта, срок освоения программы может быть увеличен
до 2 лет.
Тренировочный процесс организуется в соответствии с годовым тренировочным
планом. Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки и активного отдыха
(восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку организуются спортивнооздоровительный лагерь и тренировочные сборы (ТС). В период каникул и во время ТС
8

учебная нагрузка увеличивается с таким расчетом, чтобы общий объем годового
тренировочного плана данной группы был выполнен полностью.
4.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Методические рекомендации по организации тренировочного процесса
Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона целесообразно рассматривать
как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями с учетом
возрастных

возможностей

юных

футболистов.

Система

спортивной

подготовки

представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. На
протяжении многих лет тренировок юные футболисты должны овладеть техникой и
тактикой, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые
качества.
Подготовка высококвалифицированных футболистов во многом предопределяется
рациональным отбором наиболее одаренных в двигательном отношении мальчиков.
Программный материал для всех групп занимающихся распределен в соответствии
с

возрастными

особенностями

игроков,

их

общей

физической

и

спортивной

подготовленностью и рассчитан на творческий подход со стороны тренеров –
преподавателей к его освоению.
Спортивная тренировка юных футболистов, в отличие от тренировки взрослых,
имеет ряд методических и организационных особенностей.
1. Тренировочные занятия с юными футболистами не должны быть ориентированы
на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах
начальной подготовки и начальной спортивной специализации).
2.

Тренировочные и

соревновательные нагрузки

должны

соответствовать

функциональным возможностям растущего организма.
3. В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим,
обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за
состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.
4. Надежной основой успеха юных спортсменов является приобретенный фонд
умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных
возможностей организма.
5. С возрастом и подготовленностью юных футболистов постепенно уменьшается
удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из
года в год неуклонно увеличивается рост общего объема тренировочной нагрузки.
9

6. Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в
планировании спортивной тренировки.
Осуществлять подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного
нарастания в процессе развития их физических способностей. В таблице представлены
сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех
детей и подростков.
Примерные сенситивные периоды развития физических качеств
Морфофункциональ

Мальчики, возраст (лет)

ные показатели и
физические

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост

+

+

+

+

Мышечная масса

+

+

+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

качества

Быстрота

+

Скоростно-силовые
качества

+

+

+

+

+
+

Сила

+

+

+

+

+

Выносливость
(аэробные

+

+

+

возможности)
Анаэробные
возможности
Гибкость
Координационные
способности
Равновесие

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Наиболее благоприятным возрастом для обучения движениям (образование и
закрепление динамических стереотипов) является период до полового созревания.
Поэтому очень важно, чтобы именно в этом возрасте юные футболисты освоили
возможно больший объем двигательных навыков.
В период полового созревания (13-15 лет) происходит значительный прирост силы.
При этом, чем выше биологический возраст, тем выше силовые возможности. Развитие
мышечной силы в различных возрастах протекает неравномерно. До 13 лет упражнения
10

силовой

направленности

выполняются

главным

образом

с

целью

содействия

гармоничному развитию организма, образования «мышечного корсета». В этом возрасте
нельзя

включать

в

занятия

упражнения,

связанные

с

максимальными

и

продолжительными мышечными напряжениями (предельная величина отягощений не
должна превышать 1/3 -1/2 веса собственного тела).
К 14-15 годам можно применять отягощения с весом 60-70 % от максимального,
избегая при этом задержек дыхания и натуживания, предельного количества повторений
упражнения.
В возрасте 15-16 лет упражнения с отягощениями должны иметь скоростносиловую направленность, т.е. характеризоваться не столько собственно-силовыми
проявлениями (статический режим, медленные силовые напряжения), сколько сочетанием
силы и быстроты, с акцентом на быстроту.
Повышенная возбудимость и лабильность нервных процессов в детском возрасте
(до 12 лет), является благоприятной

предпосылкой

для воспитания быстроты

двигательной реакции и быстроты движений. Для этого нужно использовать подвижные,
спортивные игры, а также разнообразные упражнения, требующие быстрой реакции на
заранее обусловленные сигналы, быстрых локальных движений и кратковременных
перемещений.
Максимальная скорость бега увеличивается в период с 14 до 17 лет. В этом
возрасте большое место занимают спортивные игры и повторное преодоление коротких
отрезков (20, 30, 40, 50, 60 метров) с максимальной скоростью. Выносливость на
различных этапах возрастного развития повышается неравномерно. Увеличение размеров
и функциональных возможностей органов и систем организма, обеспечивающих
выносливость, происходит в основном до и во время полового созревания (10-16 лет). В
это время, особенно в период полового созревания, эффективность тренировки на общую
выносливость значительно выше, чем в последующие годы, когда общая выносливость
повышается незначительно.
Воспитание гибкости осуществляется с помощью упражнений, выполняемых с
большой амплитудой движений (махи руками и ногами, наклоны и вращательные
движения туловищем и т.д.) При силовой тренировке юных футболистов необходимо
систематически выполнять упражнения на растягивание работавших мышц.
Этап начальной подготовки
Основные задачи этапа:
1) укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;
2) постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта;
11

3) изучение основ техники футбола;
4) обучение индивидуальной и групповой тактики игры;
6) приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий
различными видами спорта;
7) отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий футболом;
8) привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
9) воспитание черт спортивного характера.
Основные средства:
- подвижные игры и игровые упражнения;
- общеразвивающие упражнения;
- элементы акробатики и самостраховки (кувырки, перекаты);
- всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
- метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.)
- скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);
- гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;
- упражнения для развития общей выносливости.
Основные методы выполнения упражнений: игровой, повторный, равномерный,
круговой, контрольный, соревновательный.
Основные направления тренировки:
Этап НП один из наиболее важных, так как именно на этом этапе закладывается
основа дальнейшего овладения спортивным мастерством. На этапе НП целесообразно
выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и целенаправленно
развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и
игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым
достигается единство общей и специальной подготовки.
На этапе НП нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный,
соревновательный и т.д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным
подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена.
Особенности

обучения.

Двигательные

навыки

у

юных

футболистов

должны

формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для
достижения успеха. С самого начала занятий необходимо овладевать основами техники
целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники
целесообразно проводить в облегченных условиях.
Одной из задач занятий на первом году является овладение основами техники
избранного вида спорта. Эффективность обучения упражнениям находится в прямой
12

зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на
начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового
характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному
формированию и закреплению двигательных навыков.
Методика контроля.
Контроль на этапе НП используется для оценки степени достижения цели и
решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и
своевременно, основываться на объективных и количественных критериях, контроль
эффективности технической подготовки осуществляется тренером.
Контроль за эффективностью физической подготовки проверяется с помощью
специальных

контрольно-переводных

нормативов

по

годам

обучения,

которые

представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств. При
планировании контрольных испытаний по физической и специальной физической
подготовке рекомендуется следующий порядок: в первый день - испытания на скорость,
во второй - на силу и выносливость.
Участие в соревнованиях.
Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко
выступая

на

соревнованиях.

соревновательных

На

упражнений.

этапе
Особое

НП

значительно
преимущество

увеличивается
отдается

число

игровым

соревновательным методам. Программа соревнований, их периодичность, возраст
участников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований и
доступным нормам нагрузок.
Тренировочный этап
Основная цель тренировки: углубленное овладение технико-тактическим
арсеналом футбола.
Основные задачи:
1) укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;
2) улучшение скоростно-силовой подготовки спортсменов с учетом формирования
основных навыков;
3) создание устойчивого интереса к занятиям футболом;
4) обучение и совершенствование технических приемов, тактике игры в
футбол;
5) постепенное подведение спортсмена к более высокому уровню тренировочных
нагрузок;
6) приобретение соревновательного опыта.
13

Основные средства тренировки:
- общеразвивающие упражнения;
- комплексы специально подготовительных упражнений;
- всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
- комплексы специальных упражнений из арсенала футбола;
- упражнения со штангой (вес штанги 30-70% от собственного веса);
- подвижные и спортивные игры.
Методы выполнения упражнений: повторный, переменный, повторно-переменный,
круговой, игровой, контрольный, соревновательный.
Основные направления тренировки.
Этап углубленной спортивной подготовки является базовым для окончательного
выбора будущей специализации. Поэтому физическая подготовка на этом этапе
становится более целенаправленной. Учебно-тренировочный этап характеризуется
неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более
специализированной работой. Значительно увеличивается удельный вес специальной
физической,

технической,

и

тактической

подготовки.

Тренировочный

процесс

приобретает черты углубленной спортивной специализации.
На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств скоростносиловой подготовки и специальной выносливости. Развивать скоростно-силовые качества
различных мышечных групп целесообразно путем локального воздействия, т.е. применяя
в тренировочном процессе специально подобранные комплексы или тренажерные
устройства. Применяя тренажерные устройства, следует учитывать: величину отягощения;
интенсивность выполнения упражнения; количество повторений в каждом подходе;
интервалы отдыха между упражнениями.
Методика контроля.
Как и на всех этапах подготовки, контроль должен быть комплексным. Система
контроля на учебно-тренировочном этапе должна быть тесно связана с системой
планирования процесса подготовки юных футболистов. Она включает основные виды
контроля: текущий, этапный и в условиях соревнований. В процессе тренировок
рекомендуются следующие формы контроля: самоконтроль юных футболистов за
частотой пульса в покое, качество сна, аппетит, вес тела, общее самочувствие.
Педагогический контроль применяется для текущего, этапного и соревновательного
контроля. Определяется эффективность технической, физической, тактической и
интегральной подготовленности, проводятся педагогические наблюдения, контрольно14

педагогические испытания, на основе контрольно-переводных нормативов и обязательных
программ.
Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности футболиста,
календаря соревнований. Основной задачей соревновательной практики следует считать
умение реализовать свои двигательные навыки и функциональные возможности в
сложных условиях соревновательного противоборства.
Учебный материал по общей и специальной физической подготовке в программе
представлен без разделения по годам обучения, что дает возможность тренерам
самостоятельно планировать прохождение этого раздела программы, сообразуясь с
конкретными задачами подготовки и уровнем подготовленности учащихся.
Учебный материал по технико-тактической подготовке распределен по возрастным
периодам с учетом периодов наибольшего благоприятствования в развитии отдельных
физических качеств.
Теоретическая

подготовка

имеет

немаловажное

значение

в

подготовки

спортсменов. Главная ее задача состоит в том, чтобы научить футболистов осмысливать и
анализировать как свои действия, так и действия противника. Не механически выполнять
указания тренера, а творчески подходить к ним. Начинающих футболистов необходимо
приучать посещать соревнования, изучать техническую и тактическую подготовленность
команд-соперников, следить за действиями судей, просматривать фильмы и спортивные
репортажи с соревнований по футболу. При проведении теоретических занятий следует
учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в
процессе тренировочных занятий. Она органически связана с физической, техникотактической, морально-волевой подготовками как элемент практических знаний.
4.2. Содержание программного материала
4.2.1 Теоретическая подготовка
Программный материал по разделам и этапам спортивной подготовки
№

Тема
НП

1

Вводное

занятие.

НП

УТГ УТГ УТГ УТГ УТГ

до 1 свыше 1

2

3

4

5

года 1 года

год

год

год

год

Правила 1

поведения в спортивной школе.
15

год

2

Инструктаж

по

технике 1

безопасности

при

занятии

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1,5

1,5

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

3

5

5

12

16

16

16

футболом
3

Физическая культура и спорт в
России

4

Развитие футбола в России и за 1
рубежом

5

Краткие сведения о строении и
функциях организма человека

6

Гигиенические знания и навыки.
Закаливание.

Режим

и

1

питание

спортсмена.
7

Врачебный контроль и
самоконтроль.

Оказание

первой

помощи.
8

Физиологические
основы спортивной тренировки

9

Общая и специальная физическая

1

подготовка
10

Основы техники и тактики игры в
футбол

11

Правила

игры.

Организация

и 1

1

проведение соревнований.
12

Установка перед играми и разбор
проведенных игр.

13

Места занятий. Оборудование и 1

0,5

инвентарь.
Всего часов

5

5

12

Тема 1 Вводное занятие
Знакомство с видом спорта. История спортивной школы, достижения и традиции. Правила
поведения в спортивной школе, на учебно-тренировочных занятиях. Права и обязанности
учащегося спортивной школы.
Тема 2 Инструктаж по технике безопасности
16

Инструктаж по технике безопасности при занятиях футболом. Правила поведения в
тренажерном и спортивном зале
Тема 3. Физическая культура и спорт в России.
Понятие о физической культуре. Значение физической культуры для укрепления здоровья,
гармоничного физического развития. Организация физкультурного движения в России.
Задачи физкультурных организаций в деле развития массовости спорта и повышении
спортивного мастерства. Единая Всероссийская спортивная классификация, и ее значение
для развития футбола. Передовая роль российских спортсменов на международной арене.
Успехи

российских

футболистов

в

международных

соревнованиях.

Краткая

характеристика развития футбола и спорта в городе и области.
Тема 4. Развитие футбола в России и за рубежом.
Возникновение футбола. Появление футбола в России и за рубежом. Значение российской
школы футбола для развития международного футбола.
Участие российских футболистов в розыгрыше первенства Мира, международных
турнирах с зарубежными командами. Развитие массового детского и юношеского футбола
«Кожаный мяч» его история и значение для развития российского футбола. Основные
соревнования, проводимые для подростков и юношей по футболу. Международные
соревнования для юношей. Лучшие российские команды, тренеры, игроки.
Тема 5. Краткие сведения о строении, функциях организма человека.
Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль центральной нервной
системы. Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие.
Основные сведения о кровообращении. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Легкие.
Органы пищеварения. Обмен веществ. Влияние занятий физическими упражнениями на
центральную нервную систему. Совершенствование функций мышечной системы,
аппарата дыхания и кровообращения под воздействием физических упражнений.
Изменение обмена веществ у спортсменов.
Тема 6. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание
спортсмена
Общие понятия о гигиене. Личная и общественная гигиена. Режим дня. Гигиенические
основы режима труда, учебы отдыха, занятий спортом. Значение режима для юного
спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий футболу.
Гигиенические требования к личному снаряжению футболистов, спортивной одежде и
обуви.

Закаливание

и

его

сущность.

Значение

закаливания

для

повышения

работоспособности человека, увеличение сопротивляемости организма к различным
неблагоприятным

воздействиям

и

простудным
17

заболеваниям.

Использование

естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) для закаливания организма.
Питание и его значение. Понятие об энергетических затратах при занятиях спортом.
Понятие о калорийности и усвояемости пищи.
Тема 7. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи.
Значение врачебного контроля и самоконтроля при занятиях футболом. Содержание
самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия,
кровяное

давление.

Субъективные

данные:

самочувствие,

сон,

аппетит,

работоспособность, потоотделение, настроение тренироваться. Дневник самоконтроля.
Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма при занятиях футболом.
Причины травм, их профилактика при занятиях. Оказание первой помощи при травмах.
Спортивный массаж, общее понятие о спортивном массаже и его значение. Основные
приемы массажа. Противопоказания к массажу.
Тема 8. Физиологические основы спортивной тренировки
Тренировка

–

возможностей

процесс

формирования

организма.

Понятие

навыков
о

и

расширения

спортивной

форме.

функциональных
Физиологические

закономерности формирования двигательных навыков. Утомление и причины, влияющие
на временное снижение работоспособности. Восстановительные процессы и их динамика.
Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
Атлетическая подготовка футболиста и ее значение. Подготовка функциональных систем
и

развитие двигательных качеств

футболиста.

Краткая характеристика

средств

физической подготовки футболистов. Взаимосвязь двигательных качеств. Средства
подготовки для футболистов различных возрастных групп. Средства физической
подготовки вратаря и полевых игроков. Особенности развития скоростно-силовых
качеств, общей и специальной работоспособности футболистов. Роль и значение
педагогического контроля за уровнем физической подготовленности футболистов.
Методы контроля: контрольные нормативы и упражнения общей и специальной
физической подготовке для юных футболистов.
Тема 10.Основы техники и тактики игры в футбол
Понятие о спортивной технике. Характеристика основных технических приемов футбола,
целесообразность и особенности применения их в различных ситуациях и разными
игроками. Анализ и пути развития техники игры вратаря. Приемы техники, применяемые
ведущими игроками. Новое в технике футбола, тенденция развития футбола. Рост
требований к расширению технического арсенала. Индивидуализация техники. Значение
контроля за уровнем технической подготовленности футболистов. Методы контроля
педагогические наблюдения, контрольные упражнения и нормативы по технике. Общие
18

понятия о стратегии, тактике, системе и стиле игры. Общие особенности тактики
российского футбола. Тактический план встречи, его составление и осуществление.
Борьба за инициативу - важнейшая тактическая задача и пути ее решения. Понятие об
индивидуальной, групповой и командной тактике. Тактика игры в атаке и обороне, при
переходе от атаки к обороне и наоборот. Средства тактики. Индивидуальная тактика, ее
содержание и значение для игры. Высокая индивидуальная тактика - средство решения
общей задачи.

Групповая тактика, ее понятие и содержание. Основы тактических

взаимодействий. Сочетание наигранных и разученных комбинаций с творческим их
развитием. Групповые взаимодействия как средство решения общей тактической задачи
командной игры.

Командные взаимодействия в нападении и защите. Характеристика

разновидностей атак и контратак. Тактика игры в большинстве и меньшинстве. Значение
тактических заданий футболистам на игры, умение играть по избранному плану, заданию.
Зависимость тактического построения игры команды от возможностей игроков.
Тема 11. Правила игры. Организация и проведение соревнований
Изучение правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и
обязанности. Обязанности судей. Способы судейства. Методика судейства: выбор места
при различных ситуациях игры, замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.
Роль судьи, как воспитателя, способствующего повышению спортивного мастерства
футболиста.

Значение

спортивных

соревнований.

Требования,

предъявляемые

к

организации и проведению соревнований. Виды соревнований. Системы розыгрыша:
круговая, смешанная и с выбыванием. Их особенности. Положения о соревнованиях и его
содержание.

Составление

календаря

спортивных

встреч.

Оценка

результатов

соревнований, формы и порядок представления отчета. Назначение судей. Оформление
хода и результатов соревнований. Судейская бригада, обслуживающая соревнования.
Подготовка места для соревнований, информация. Воспитывающая роль судьи, как
педагога.
Тема 12 Установка перед играми и разбор проведенных игр.
Значение предстоящей игры. Особенности игры команды противника. Сведения о составе
команды противника, характеристика отдельных игроков. Техника и тактика игры
команды и ее отдельных игроков. Особенности игры вратаря. Составление плана игры
команды с учетом собственной подготовленности. Возможные изменения тактики в ходе
соревнований. Замена в ходе игры. Установка на игру против известного и неизвестного
противника. Задания игрокам. Использование замен и перерывов в игре для передачи
заданий, установок тренера игрокам и команде в целом. Разбор проведенной игры.
Выполнения намеченного плана команды и отдельных игроков. Положительные и
19

отрицательные стороны в игре команды, отдельных игроков. Анализ тактических и
технических ошибок. Проявление моральных и волевых качеств в ходе соревнований.
Выполнение своих обязанностей. Использование технических протоколов для разбора
проведенных игр.
Тема 13. Места занятий, оборудование, инвентарь.
Поле для проведения тренировочных занятий и соревнований по футболу. Разметка поля.
Уход за спортивным инвентарем и оборудованием. Требования к спортивной одежде,
оборудованию и инвентарю.
4.2.2. Практическая подготовка
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
(материал для всех этапов подготовки)
- строевые упражнения (построения и перестроения, виды размыканий, повороты на месте
и ходьбе)
- разновидности ходьбы, бега, прыжков,
- общеразвивающие упражнения и комплексы упражнений на развитие основных
физических качеств.
- лазание по гимнастической стенке и скамейке,
- ходьба и бег по пересеченной местности,
- легкоатлетические упражнения: бег 20,30, метров, кросс до 2000 метров
- подвижные игры и эстафеты, с применением силовых приемов,
- сопутствующие виды спорта: мини-футбол
- спортивные игры: волейбол, баскетбол, ручной мяч
- упражнения для развития силы и силовой выносливости с использованием тренажеров,
приспособлений и отягощений.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
(материал для всех этапов подготовки)
1.Упражнения для развития быстроты, стартовой скорости.
По сигналу рывки на 5-10 метров из различных исходных положений.
Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры. Стартовые рывки к мячу с
последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом.
Ускорения под уклон 3-5 градусов. Бег змейкой между расставленными в различном
положении стойками. Обводка препятствий (на скорость). Переменный бег на дистанции
20

100-150м. Бег с изменением направления до 180 градусов. Бег с изменением скорости.
Челночный бег. Бег с «тенью» (повторение движений партнера). Тоже с мячом.
Выполнение элементов техники в быстром темпе.
1.2. Упражнения для вратаря. Из стойки вратаря рывки из ворот: на перехват или
отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча.
Из положения приседа, широкого выпада, седа, лежа – рывки на 2-3 метра с последующей
ловлей или отбиванием мяча. Упражнения в ловле теннисного мяча
2.Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Приседания с отягощением с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки
после приседа с отягощением или без отягощения. Прыжки на одной и на двух ногах с
продвижением, с преодолением препятствий. То же с отягощением. Прыжки по
ступенькам с максимальной скоростью. Беговые и прыжковые упражнения в гору, на
песке. Вбрасывание набивного и футбольного мяча на дальность. Удар по мячу ногой и
головой на силу в тренировочную стенку, ворота. Удары на дальность. Толчки плечом
партнера, борьба за мяч.
2.2.Упражнения для вратарей.
Из упора, стоя у стены, одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных
суставах. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. Сжимание
теннисного мяча. Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.
Упражнение в ловле набивных мячей, бросаемых двумя-тремя партнерами с разных
сторон. Серии прыжков в стойке вратаря толчком обеих ног в стороны, то же с
отягощением.
3. Упражнения для развития специальной выносливости.
Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же с ведением мяча.
Переменный

бег.

Кроссы

с переменной

скоростью.

Многократно

повторяемые

специальные технико-тактические упражнения: повторные рывки с мячом с последующей
обводкой нескольких стоек, с даром по воротам , с увеличением длины рывка. Игровые
упражнения с мячом большей интенсивности, тренировочные игры с увеличенной
продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.
3.1 Для вратарей. Повторное непрерывное выполнение в течение 5-12 минут ловлей
с отбиванием мяча, ловля мяча с падением при выполнении ударов по воротам с
минимальными интервалами тремя-пятью игроками.
4. Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, доставая высоко подвешенный мяч
головой. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Кувырки
21

вперед, назад, в стороны. Жонглирование мячом. Парные и групповые упражнения с
ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Эстафеты с элементами
акробатики.
4.1 Для вратаря. Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч
руками, кулаком. Упражнения в различных прыжках с короткой скакалкой. Прыжки с
поворотами, перекатами. Кувырки вперед и назад.
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Этап начальной подготовки
Техническая подготовка
1. Удары по мячу ногой.
Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема, по
неподвижному и катящемуся мячу. Удары по прыгающему и катящемуся мячу
внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Удары внешней частью подъема.
Выполнение ударов после остановки, рывков, ведения, обманных движений. Удары на
точность в определенную цель.
2. Удары по мячу головой.
Удар серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу
мячу. Удары на точность в определенную цель.
3. Остановка мяча.
Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося мяча на месте и в
движении. Остановка внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу
мяча. Остановка с переводом в стороны, подготавливая мяч для дальнейших действий и
закрывая его от соперника.
4. Ведение мяча.
Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема. Ведение мяча правой и
левой ногой по прямой и по кругу, а также меняя направление движения. Ведение мяча
между стоек, изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки.
5. Отбор мяча.
Отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на месте, в движении,
применяя выбивание мяча ногой в выпаде.
6. Техника игры вратаря.
Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным,
приставным шагом, скачками. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от
вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко
летящего мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего мяча без прыжка и в
22

прыжке с места и разбега. Ловля летящего в сторону мяча с падением перекатом. Быстрый
подъем с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одной и двумя руками без
прыжка и в прыжке с места и разбега. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой с земли и с рук.
Тактическая подготовка
Тактика нападения
1.Индивидуальные действия без мяча.
Правильное

расположение

на

поле.

Умение

ориентироваться,

реагировать

соответствующим образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа
передвижения для открывания на свободное место с целью получения мяча.
2.Индивидуальные действия с мячом.
Целесообразное использование изученных ударов по мячу. Применение необходимого
способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча.
Определение игровой ситуации, выбор способа и направления ведения. Применение
различных способов обводки в зависимости от игровой ситуации.
3.Групповые действия.
Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в
ноги партнеру, на свободное место, на удар. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях.
Тактика защиты
1.Индивидуальные действия.
Правильно выбрать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать
получению им мяча. Выбор момента и способа действия для перехвата мяча. Умение
оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.
2.Групповые действия.
Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше
противником «стандартных» комбинаций.
3.Тактика вратаря.
Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от
угла удара, разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру открывшемуся партнеру,
занимать правильную позицию при стандартных положениях.
Тренировочный этап
(начальная специализация, 1-2 год обучения)
Техническая подготовка
1.Техника передвижения.
23

Различные сочетания приемов бега с прыжками, поворотами и резкими остановками.
2. Удары по мячу ногой.
Удары внутренней, средней, внешней частями подъема, внутренней стопы по
неподвижному,

катящемуся,

прыгающему,

летящему

мячу.

Резаные

удары

по

неподвижному и катящемуся мячу. Удары носком и пяткой. Удары с полулета. Удары
правой и левой ногой. Выполнение ударов на точность и силу после остановки, ведения,
рывков на короткое, среднее и дальнее расстояние. Удары по мячу ногой в единоборстве,
с пассивным и активным сопротивлением.
3. Удары по мячу головой.
Удары средней, боковой частью лба без прыжка и в прыжке по летящему с различной
скоростью и траекторией мячу. Удары на точность вниз и верхом, вперед и в стороны, на
короткое и среднее расстояние. Удары головой в единоборстве с пассивным и активным
сопротивлением.
4. Остановка мяча.
Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с
переводом в стороны и назад. Остановка грудью летящего мяча с переводом. Остановка
опускающегося мяча бедром и лбом.
Остановка изученными способами мячей, катящихся или летящих с различной скоростью
и траекторией.
5. Ведение мяча.
Ведение внешней и средней частями подъема, носком и внутренней стороной стопы.
Ведение всеми изученными способами с увеличением скорости, с выполнением рывков и
одновременно контролируя мяч, с обводкой движущихся и противодействующих
соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.
6. Обманные движения (финты).
Обманные движения, уход выпадом и переносом ноги через мяч. Финты ударом ногой с
убиранием мяча под себя и с пропусканием мяча партнеру. Обманные движения
«остановкой во время ведения с наступанием и без наступания на мяч подошвой».
Выполнение

обманных

движений

в

единоборстве

с

пассивным

и

активным

сопротивлением.
7. Отбор мяча.
Отбор мяча при единоборстве с соперником ударом и остановкой мяча ногой в широком
выпаде и в подкате.
8. Вбрасывание мяча.
24

Вбрасывание мяча из различных исходных положений с места и с разбега. Вбрасывание
мяча на точность и дальность.
9. Техника вратаря.
Ловля двумя руками снизу, сверху, сбоку катящихся и летящих с различной скоростью и
траекторией мячей. Ловля на месте и в движении и в прыжке без падения и с падением.
Ловля мячей на выходе. Отбивание ладонями и пальцами мячей, катящихся и летящих в
стороне от вратаря без падения и с падением. Отбивание мяча кулаком на выходе, без
прыжка и в прыжке. Перевод мяча через перекладину ладонями в прыжке. Броски мяча
одной рукой сверху, снизу на точность и дальность. Выбивание мяча с земли и рук на
точность и дальность.
Тактическая подготовка
Тактика нападения
1. Индивидуальные действия.
Оценивание целесообразности той или иной позиции, своевременное занятие наиболее
выгодной позиции для получения мяча. Эффективное использование изученных
технических приемов, способы и разновидности решения тактических задач в
зависимости от игровой ситуации.
2. Групповые действия
Взаимодействие с партнерами при равном соотношении и численном превосходстве
соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка»,
«скрещивание», «пропуск мяча». Умение начинать и развивать атаку из стандартных
положений.
3. Командные действия.
Выполнение основных обязанностей в атаке на своем игровом месте, согласно избранной
тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при
атаке флангом и через центр.
Тактика защиты
1. Индивидуальные действия.
Противодействие маневрированию, осуществление «закрывания» и создание препятствий
сопернику в получении мяча. Совершенствование в перехвате. Применение отбора мяча
изученным способом в зависимости от игровой обстановки. Противодействие передаче,
ведению и удару по воротам.
2. Групповые действия.
Взаимодействия в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе
соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнера. Организация
25

противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Организация и
построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.
3. Командные действия.
Выполнение основных обязательных действий в обороне на своем игровом месте,
согласно избранной тактической системе в составе команды. Организация обороны по
принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия
игроков при атаке противника флангами и через центр.
4. Тактика вратаря.
Организация построения «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи
своих ворот. Игра на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих мячей. Указания
партнерам по обороне, как занять позицию. Выполнение с защитниками комбинаций при
введении мяча от ворот.
Тренировочный этап
(углубленная специализация, 3-5 год обучения)
Техническая подготовка
1. Техника передвижения.
Совершенствование различных приемов техники передвижения в сочетании с техникой
владения мячом.
2. Удары по мячу ногой.
Удары правой и левой ногой различными способами по катящемуся и летящему мячу.
Резаные удары. Удары в движении, прыжке, с поворотом, через себя без падения и с
падением. Удары на точность, силу, дальность, маскируя момент и направление
предполагаемого удара. Совершенствование умения точно и неожиданно для вратаря
совершать удары по воротам.
3. Удары по мячу головой.
Удары серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с поворотом. Удары
головой по мячу в падении. Совершенствование техники ударов лбом в прыжке, выполняя
их с активным сопротивлением, обращая при этом внимание на высокий прыжок,
выигрыш единоборства и точность направления полета мяча.
4. Остановка мяча.
Остановка с поворотом на 180 градусов внутренней и внешней частью подъема
опускающегося мяча, грудью летящего мяча. Остановка мяча на высокой скорости
движения, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий. Остановка мяча
головой.
5. Ведение мяча.
26

Совершенствование всех способов ведения мяча, увеличивая скорость движения,
совершая рывки и обводку, контролируя мяч и отпуская его от себя на 8-10м, надежно
контролируя мяч и наблюдая за игровой обстановкой.
6. Обманные движения.
Совершенствование финтов «уходом», «ударом», «остановкой» в условиях игровых
упражнений с активным единоборством. Совершенствование финтов с учетом игрового
места в составе команды, развития у занимающихся двигательных качеств, обращая
особое внимание на совершенствование «коронных» финтов.
7. Отбор мяча.
Совершенствование в отборе изученными приемами в выпаде и подкате, атакуя соперника
спереди, сбоку, сзади. Отбор мяча с использованием толчка плечом. Совершенствование
умения определять замысел противника, владеющего мячом, момент для отбора мяча и
безошибочно применять избранный способ владения мячом.
8. Вбрасывание мяча.
Совершенствование точности и дальности вбрасывания мяча, изменяя расстояние до цели,
вбрасывание мяча партнеру для приема его ногами и головой.
9. Техника игры вратаря.
Ловля, отбивание, переводы мяча на месте и в движении, без падения и в падении.
Совершенствование ловли и отбивания при игре на выходе.
Действия вратаря против вышедшего с мячом противника: ловля мяча без падения и с
падением

в

ноги.

Применение техники

полевого игрока при обороне ворот.

Совершенствование бросков руками и выбивания мяча ногами на дальность и точность.
Тактическая подготовка
Тактика нападения
1. Индивидуальные действия.
Маневрирование на поле: открывание для приема мяча, отвлекание соперника, создание
численного

преимущества

на

отдельном

участке

поля

за

счет

скоростного

маневрирования и подключения из обороны. Умение выбрать из нескольких возможных
решений наиболее правильное и рационально использовать изученные технические
приемы.
2. Групповые действия.
Взаимодействия с партнерами при организации атаки с использованием различных
передач. Игра в одно касание. Смена флангов атаки путем точной длинной передачи мяча
на свободный от игроков соперника фланг. Правильное взаимодействие на последней
стадии развития атаки вблизи ворот соперника.
27

Совершенствование быстроты организации атак, выполняя продольные и диагональные
передачи. Острота действия в завершающей фазе атаки.
3. Командные действия.
Организация быстрого и постепенного нападения по избранной тактической системе.
Взаимодействие с партнерами при разном числе нападающих, а также внутри линии и
между линиями.
Тактика защиты
1. Индивидуальные действия.
Совершенствование закрывания, перехвата и отбора мяча. Эффективное противодействие
ведению, обводке, передаче, удару.
2. Групповые действия.
Совершенствование правильного выбора позиции и страховки при организации
противодействия атакующим комбинациям. Создание численного превосходства в
обороне. Взаимодействия при создании искусственного положения «вне игры».
Совершенствование слаженности действий и взаимостраховки при атаке числено
превосходящего соперника.
3. Командные действия.
Организация обороны против быстрого и постепенного нападения и с использованием
персональной, зонной, комбинированной защиты. Быстрое перестроение от обороны к
атаке. Совершенствование игры по принципу комбинированной обороны.
4. Тактика вратаря.
Выбор места в штрафной площади при ловле мяча на выходе и перехвате. Правильно
определение момента для выхода из ворот и отбора мяча в ногах. Совершенствование
умения определять направление возможного удара, занимая в соответствии с этим
наиболее выгодную позицию. Совершенствование игры на выходах, быстрой организации
атаки, руководства игрой партнеров по обороне.
УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ
Участие в соревнованиях - является обязательным условием для обучения по
предпрофессиональной программе. Юные спортсмены уже с этапа начальной подготовки
участвуют в контрольных играх, в конце этапа принимают участие в городских и
межрайонных матчевых встречах. На тренировочном этапе учащиеся принимают участие
в официальных соревнованиях по футболу различного уровня.

28

Виды соревнований

Этап

начальной Тренировочный этап

подготовки
1 год

Свыше

Начальная

Углубленная

1 года

специализация специализация

Контрольные

1

1-3

1

2

Основные

1

1

1

2

Всего игр в год

5

7-10

10-15

15-17

4.3 Правила техники безопасности при проведении тренировочных занятий по
футболу
1. Общие требования безопасности.
1.1. К занятиям по футболу допускаются лица, прошедшие медицинский осмотри
инструктаж по охране труда и не имеющие противопоказаний к занятиям в ДЮСШ.
1.2.При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий,
установленные режимы занятий и отдыха.
1.3.При проведении занятий по футболу возможно воздействие на обучающихся
следующих опасных факторов:- травмы при столкновениях, нарушении правил
проведения игры, при падениях на мокром, скользком поле или полу спортивного зала
или площадке.
1.4.Занятия по футболу должны проводился в спортивной одежде и спортивной обуви с
нескользкой подошвой.
1.5.При

проведении

занятий

по

футболу

должна

быть

медицинская

аптечка,

укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для
оказания первой помощи при травмах.
1.6.Тренер-преподаватель и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной
безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7.О каждом

несчастном

случае с обучающимся тренер-преподаватель обязан

немедленно сообщить руководству школы,
1.8.В процессе занятий тренер-преподаватель и обучающиеся должны соблюдать правила
проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила
личной гигиены.
1.9.Лица, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции по охране
труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами
29

внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной
проверке знаний требований охраны труда.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1.Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2 Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин футбольных ворот.
2.3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на поле или спортивной
площадке.
2.4 Провести разминку, если занятия в спортивном зале, тщательно его проветрить.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1.Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде
(сигналу) руководителя занятий.
3.2.Строго выполнять правила проведения игры.
3.3. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
3.4. При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
3.5. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) тренера-преподавателя.
4.Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря,
прекратить занятия и сообщить об этом руководству школы. Занятия продолжать только
после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
4.2. При получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь
пострадавшему, сообщить об этом руководству школы, при необходимости отправить
пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.3.

При

возникновении

пожара в

спортивном

зале немедленно

эвакуировать

обучающихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре
администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению
пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь.
5.2. Если занятия проводились в спортивном зале, тщательно его проветрить.
5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и
руки с мылом.
4.4. Психологическая подготовка
Психологическая подготовка - воспитательный процесс, направленный на развитие
и совершенствование значимых свойств личности. Она включает мероприятия, которые
30

обеспечивают формирование у спортсменов таких психологических качеств, которые
необходимы для успешного решения задач тренировки и участия в соревнованиях. Она
является неотъемлемым компонентом тренировочного процесса футболистов.
Основное содержание психологической подготовки футболистов состоит в
следующем:
1) Формирование определенных личностных свойств, способствующих достижению
максимально высокого результата в соревновании. К таким свойствам относятся:
морально-нравственные качества, волевые качества, обеспечивающие переносимость
высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также способность к лидерству,
индивидуальность, способность к самосовершенствованию и самоконтролю.
2)

Формирование

мотивации

занятий

футболом,

которая

позволит

сохранить

заинтересованность в постоянном совершенствовании и активное творческое отношение к
тренировочному процессу на протяжении длительного времени.
3) Совершенствование психических процессов. В футболе успех в совершенствовании
зависит от уровня развития таких психических процессов как восприятие, пре6дставление,
внимание (и таких параметров как объем, концентрация, распределение переключение),
оперативная память и мышление, то есть тех процессов, которые обеспечивают быстрый
прием и переработку информации, поступающей в процессе игры, и принятие
оптимального решения, а также обеспечивают совершенное овладение сложными
техническими приемами.
4) Развитие психофизиологических качеств, значимых для игровой соревновательной
деятельности футболиста. Эффективность игровых действий в футболе тесно связанна с
показателями сенсомоторного реагирования. Для игроков наиболее прогностичными
являются: реакция выбора, антиципирующая реакция, «чувство пространства, ритмотемповая чувствительность.
5) Развитие психоэмоциональных свойств, которые способствуют оптимизации, которые
способствуют

оптимизации

психических

состояний,

возникающих

в

процессе

соревнований. В данном случае речь идет о формировании у спортсмена способности
противостоять эмоциональному стрессу, вызываемому напряженностью соревновательной
деятельности. Эта способность проявляется в умении мобилизовывать свои силы или
расслабляться в нужный момент, управлять эмоциональными реакциями на успех и
неудачу, регулировать свое поведение в процессе соревнований.
7) Формирование межличностных отношений в спортивном коллективе, которые играют
исключительно важную роль в достижении высокого результата, особенно в командных
видах спорта, к которым относится футбол.
31

Психологическая подготовка играет важнейшую роль в формировании состояния
готовности спортсмена и команды к успешному выступлению в соревновании и должна
быть органически вплетена в тренировочный процесс на всех этапах спортивного
совершенствования футболистов.
Этап начальной подготовки.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое
соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний
тренера, хорошее поведение в школе и дома - на все это должен обращать внимание
тренер. Большое воспитательное значение имеет личный пример и авторитет тренерапреподавателя. Тренер, работающий с юными спортсменами, должен быть особенно
принципиальным и честным, требовательными и добрым, любить свою работу, всегда
доводить начатое дело до конца, постоянно учиться.
На этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации
важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование
спортивного интереса, дисциплины, самооценки. Важно с самого начала спортивных
занятий воспитывать спортивное трудолюбие и способность преодолевать специфические
трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных
занятий. На конкретных примерах нужно убеждать юных спортсменов, что успех в
современном спорте во многом зависит от трудолюбия. Психологическая подготовка в
группах начальной подготовки направлена на преодоление чувства страха перед
соперником, на воспитание умения проявлять волю, терпеть усталость и превозмогать
боль.
Тренировочный этап
Основной целью психологической подготовки на тренировочном этапе является
формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, настойчивости,
эмоциональной устойчивости, самостоятельности. В тренировочных группах решаются
задачи воспитания трудолюбия, работоспособности, умения готовиться к соревнованиям и
соревноваться, умению мобилизоваться и преодолевать нерешительность. На данном
этапе важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами
которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной
тренировки, гигиены и других дисциплин. Для современного футбола характерен очень
высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок. Выполнение сложных
тренировочных заданий вызывает у спортсменов положительные эмоции, переживания,
чувство удовлетворения, дает уверенность в своих силах.
32

Поэтому важно, чтобы спортсмены, сомневающиеся в своих силах, заканчивали
определенный этап тренировки с выраженными положительными показателями. Пройти
очень жестокий отбор на всех этапах подготовки может лишь спортсмен, обладающий
хорошим здоровьем и умеющий предельно мобилизовать свои возможности в случае
необходимости. Это возможно лишь при высокой мобилизации достижения результата.
5. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Воспитательная работа с юными футболистами подчинена в целом общей конечной
цели: воспитанию гармонично развитого человека, активной и сознательной личности,
обладающей духовным богатством, моральной чистотой и физическим совершенством.
Достижение любой воспитательной цели, как правило, связано с решением трёх тесно
связанных задач:
-формирование нравственного сознания;
-формирование

поведения:

умений,

навыков,

привычек

нравственного

и

дисциплинированного поведения, соответствующих черт характера;
-формирование личностных качеств:
волевых

(смелости,

доброжелательности,

настойчивости,
скромности),

решительности),
трудовых

нравственных

(трудолюбия,

(честности,

добросовестности,

исполнительности). Эти задачи коротко могут быть выражены следующим образом:
чтобы достичь поставленной воспитательной цели, тренер должен добиться, чтобы
воспитанник знал, умел, хотел и мог поступать должным образом. Основные принципы,
характеризующие условия, в которых должен протекать воспитательный процесс:
- связь воспитания с реальной жизнью и трудом;
- воспитание в коллективе;
- единство требований и воспитательных воздействий со стороны всех взрослых,
контактирующих с ребёнком;
- сочетание требовательности с уважением к личности воспитанника;
- учёт индивидуальных особенностей каждого;
- систематичность и непрерывность воспитательного процесса;
- единство слова и дела в жизни спортивной группы;
- сплочённость коллектива, его ориентация на спортивные и нравственные идеалы.
Возрастание

роли

физической

спортсменов обуславливает

культуры

как

средства

воспитания юных

повышение требований к воспитательной

работе в

спортивных школах. При этом важным условием успешной работы с юными
33

спортсменами является единство воспитательных воздействий, направленных на
формирование личности юного спортсмена, - итог комплексного влияния факторов
социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива
педагогов.
Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное
воспитание здорового, физически крепкого поколения. Воспитание юных спортсменов в
Российской Федерации – есть процесс целенаправленного и организованного воздействия
тренеров, представителей спортивных школ, руководителей спорта в регионах и
общественных организаций на сознание, чувства, волю спортсменов и спортивные
коллективы в целях развития у них высоких эмоциональноволевых и морально-политических качеств, обеспечивающих успешное выступление в
спортивных соревнованиях. На современном этапе развития спорта роль воспитания
обусловлена необходимостью
достижения двух взаимосвязанных целей:
а)

развитие

качеств

личности

гражданина,

отвечающих

национально-

государственным интересам России;
б) подготовкой профессионального спортсмена, способного самоотверженно в
сложнейших условиях соревновательной обстановки вести спортивную борьбу за победу
во имя Родины.
В связи с этим главная цель воспитания в МБОУ ДО «ДЮСШ г. Свирска»
заключается в формировании у занимающихся высоких моральных качеств, преданности
России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия; в развитии качеств
личности гражданина, спортсмена, отвечающих национально-государственным интересам
России; в
формировании моральной и психической готовности активно соревноваться в любых
экстремальных условиях спортивного поединка во имя Родины, верности спортивному
долгу, гордости и ответственности за принадлежность к своей школе, городу.
Важную

роль

в

нравственном

воспитании

юных

спортсменов

играет

непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности
для воспитания всех этих качеств.
Методологические и методические принципы воспитания:
1. Общечеловеческие ценности, национальная, патриотическая идея, приоритете
личности.
2. Педагогические принципы воспитания:
34

- гуманистический характер (первоочередной учет нужд, запросов, интересов
занимающихся);
- воспитание в процессе спортивной деятельности;
- индивидуальный подход;
- воспитание в коллективе и через коллектив;
- сочетание требовательности с уважением личности юных спортсменов;
- комплексный подход к воспитанию (все для воспитания, все воспитывают);
- единство обучения и воспитания.
Главные направления воспитательного процесса:
- Государственно-патриотическое (формирует патриотизм, верность к Отечеству);
- Нравственное (вырабатывает чувство долга, честь, совесть, уважение и доброту);
- Профессиональные качества (волевые, физические);
-Социально-патриотическое (воспитывает коллективизм, уважение к спортсменам других
национальностей);
- Социально-правовое (воспитывает законопослушность);
-Социально-психологическое (формирует положительный морально-психологический
климат в спортивном коллективе).
Основные задачи воспитания:
- Мировоззренческая подготовка (понимание целей и задач подготовки к ответственным
соревнованиям, ценностного отношения к таким понятиям, как Отечество, честь, совесть);
- Приобщение спортсменов к истории, традициям, культурным ценностям Отечества,
российского спорта, своего вида спорта, формирование потребности в их приумножении;
- Преданность идеалам Отечества (развитие таких качеств личности у спортсменов, как
умение самоотверженно вести спортивную борьбу в любых условиях за выполнение
поставленной задачи в конкретном соревновании);
- Развитие стремления следовать нормам гуманистической морали, культуры
межличностных отношений, уважения к товарищам по команде независимо от
национальности и вероисповедания;
- Формирование убежденности в необходимости спортивной дисциплины, выполнения
требований тренера-преподавателя;
- Развитие потребности в здоровом образе жизни, готовности и способности переносить
большие физические и психические нагрузки.
Методы и формы воспитательной работы в МБОУ ДО «ДЮСШ г. Свирска»
включают убеждение, упражнение, пример, поощрение, принуждение, наказание.
Основные формы воспитательной работы:
35

- Индивидуальные и коллективные беседы с обучающимися;
- Информирование занимающихся по проблемам военно-политической обстановке в
стране, в мире, социальной ситуации в обществе, хода государственных реформ в стране,
и, в частности, в спорте;
- Проведение встреч юных спортсменов с ветеранами спорта;
- Организация экскурсий, посещение музеев, выставок;
- Празднование Дней защитников Отечества, Дня Победы;
- Показательные выступления;
- Анкетирование, опрос различных категорий спортсменов и членов их семей, с целью
определения воспитательного потенциала спортивных коллективов и непосредственного
окружения занимающихся;
- Участие в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня: школа, город, район;
- Оформление стендов в отделениях по виду спорта, выпуск стенгазет, фотомонтажей о
результатах деятельности отделения и о знаменательных датах;
- Информационные заметки, статьи о работе в средствах массовой информации;
- Индивидуальные консультации с родителями;
- Коллективные разборы выступлений на соревнованиях, соревнований более высокого
уровня и др.;
- Организация и проведение досуговых мероприятий: Веселые старты, Посвящение в
спортсмены, День именинника, Новый год, шахматно-шашечные турниры и др.
6. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
С целью оценки результатов освоения программного материала, определения
степени достижения цели и решения поставленных задач, а так же влияния физических
упражнений на организм учащихся осуществляется медико-педагогический контроль.
Контроль

должен

быть

комплексными,

проводится

регулярно

и

своевременно,

основываться на объективных и количественных критериях.
Допуск к занятиям на этапе начальной подготовки проводится на основании
заключения врача, которое делается на основании данных о состоянии здоровья из
амбулаторно-поликлинических

подразделений

педиатрической

служб

лечебно-

профилактических учреждений (не более месячной давности). Учащиеся тренировочного
этапа ежегодно проходят углубленное медицинское обследование и по результатам
обследования осуществляется допуск к занятиям спортом. Для оперативного контроля
состояния их здоровья и динамики адаптации организма к тренировочным нагрузкам
36

(после болезни, травмы), а так же допуска спортсмена к тренировочным занятиям и
соревнованиям - осуществляются текущие медицинские наблюдения.
Контроль за технической и физической подготовленностью осуществляется
тренером-преподавателем.

Контроль

за

эффективностью

физической

подготовки

проверяется с помощью специальных контрольно-переводных нормативов по годам
обучения,

которые представлены

тестами,

характеризующими

уровень

развития

физических качеств.
Педагогический контроль в виде аттестации проводится для определения уровня
освоения программного материала,

физической

и

спортивной

подготовленности

учащихся. Промежуточная аттестация проводится ежегодно по всем разделам учебного
плана в соответствии с этапом подготовки, итоговая - после освоения программы.
Основными формами аттестации являются:
- тестирование (аттестация по теоретической подготовке для этапа углубленной
специализации),
- сдача контрольных нормативов (для определения уровня общей, специальной и
технической подготовленности)
- мониторинг индивидуальных достижений учащихся (определение уровня технической
подготовленности и спортивной подготовки).
6.1 Методические указания по организации промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится ежегодно в конце учебного года (апрель-май), для
приема контрольных нормативов создается аттестационная комиссия из представителей
администрации, методиста и старшего тренера-преподавателя отделения, утверждается
план проведения промежуточной аттестации.
Практическая часть аттестации проводится в виде сдачи контрольно-переводных
нормативов по ОФП и СФП. Нормативы принимаются во время тренировочного занятия в
соответствии с планом проведения аттестации. Учащиеся тренировочного этапа и этапа
совершенствования спортивного мастерства, кроме практической части сдают зачет по
теоретической подготовке в виде тестирования. Темы для тестирования выбираются на
основании учебных планов по теоретической подготовке.
Учащиеся, успешно выполнившие все требования, переводится на следующий год
обучения или зачисляется на следующий этап подготовки (при условии прохождения
обучения на предыдущем этапе в полном объеме).
Учащиеся, не выполнившие переводные требования, на следующий этап не переводятся,
продолжают повторное обучение в группе этого же года (но не более 1 раза). При
37

повторном невыполнении норм, такие учащиеся переводятся в группу спортивнооздоровительного этапа.
6.2 Порядок и требования по зачислению на этапы и перевод в группы по годам
обучения
В основу комплектования групп положена обоснованная система многолетней
спортивной подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного
мастерства. Группы формируются в соответствии с возрастом, стажем занятий, уровнем
физической

подготовленности

при

условии

выполнения

контрольно-переводных

нормативов.
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных
школ по заявлению родителей, достигшие 8 летнего возраста, желающие заниматься
футболом, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. Зачисление на этап
начальной подготовки в группы 1 года обучения осуществляется по результатам
индивидуального отбора. Индивидуальный отбор осуществляется с целью выявления лиц,
обладающих способностями, необходимыми для освоения данной предпрофессиональной
программы.
Группы тренировочного этапа формируются на конкурсной основе из здоровых и
практически здоровых учащихся, прошедших подготовку на этапе начальной подготовки
(не менее 2 лет), и выполнившие требования контрольно-переводных нормативов.
Перевод по годам обучения на каждом этапе осуществляется при условии
положительной динамики прироста спортивных показателей.
Комплектование

групп

спортивной

подготовки,

а

также

планирование

тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной
направленности)

осуществляется

в

соответствии

с

гендерными

и

возрастными

особенностями развития обучающихся.
Перевод учащихся на следующий этап обучения, производится на основании
контрольно-переводных нормативов.
Содержание контрольно-переводных нормативов включает в себя:
1.определение уровня общей и специальной физической подготовленности,
2.определение технической подготовленности.
3.уровень спортивного мастерства.
4.участие в спортивных соревнованиях
Разрядные
(первенство

требования

отделения,

выполняются

ДЮСШ,

др.

на

квалификационных

официальные
38

соревнованиях

соревнования).

Результаты

соревнований фиксируются в протоколах соревнований и в классификационной книжке и
являются основанием для учета спортивных результатов.
Требования по зачислению в группы и перевода по годам обучения на этапе
начальной подготовки
Требования

Этап начальной подготовки
1 год

Свыше 1 года

8

9

Медицинские требования

Допуск к занятиям

Допуск к занятиям

Основания для зачисления

Прохождение

(перевода)

индивидуального отбора

Выполнение объема

-

Не менее 90%

-

-

Минимальный возраст для
зачисления

тренировочной нагрузки в %
от тренировочного плана
Спортивная
подготовленность (разряд)
Уровни соревнований

Участие в контрольных
играх

Требования по зачислению на тренировочный этап перевод по годам обучения на
тренировочном этапе
Требования

Тренировочный этап
Начальная специализация

Углубленная специализация

1г

2г

3г

4г

5г

10

11

12

13

14

Медицинские

Допуск к

Допуск к

Медицинско

Медицинско

Медицинско

требования

занятиям

занятиям

е

е

е

обследовани

обследовани

обследовани

Минимальны
й возраст для
зачисления

е 2 раза в год е 2 раза в год е 2 раза в год
Основания

Выполнение

Выполнение

для

переводных

переводных
39

зачисления

нормативов

нормативов

(перевода)

по ОФП и

по ОФП и

СФП

СФП
Юношеские

Юношеские

Юношеские

разряды

разряды

разряды

Участие в

Участие в

Участие в

Участие в

Участие в

городских

городских

городских

городских

городских

соревновани

соревновани

зональных

зональных

зональных

ях не менее

ях не менее

соревновани

соревновани

соревновани

1

2

ях не менее

ях не менее

ях не менее

2

3

3

Выполнение

Не менее

Не менее

Не менее

Не менее

Не менее

объема

90%

93%

93%

90%

90%

тренировочно
й нагрузки в
% от
тренировочно
го плана

6.3 Контрольно-переводные нормативы по ОФП и СФП
С целью определения уровня общей и специальной физической подготовленности
учащихся отделения футбола за основу контрольно-переводных нормативов по ОФП и
СФП принимаются упражнения и нормативы федеральных стандартов спортивной
подготовки.
Этап начальной специализации
(группы 1 года обучения тренировочного этапа)
Развиваемое физическое

Контрольные упражнения (тесты)

качество

Норматив
юноши

Быстрота

Бег на 30 м

6,6 с

Челночный бег 3х10 м

Не более
9,3 с

40

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места

135 см

Тройной прыжок

Не менее 360
см

Выносливость

Бег 1000 м

Без учета
времени

Этап углубленной специализации (3-5 года обучения)
Развиваемое физическое

Контрольные упражнения (тесты)

качество

Норматив
юноши

Быстрота
Скоростно-силовые качества

Бег на 15 м

2,8

Бег на 30 м

4,9 с

Прыжок в длину с места

190 см

Тройной прыжок

Не менее
6,2 м

Сила

Бросок набивного мяча (1

Не менее 6 м

кг) из-за головы
Техническое мастерство

Обязательная техническая
программа

Содержание обязательной технической программы:
1.) Бег 30 м с ведением мяча. Бег выполняется по прямой. Не разрешается отпускать мяч
далеко от себя. Задача пробежать 30 м с мячом как можно быстрее не теряя мяч.
Оценивается время забега на 30 м от старта до финиша в долях секунд.
2.) Удар по мячу на точность. Выполняется удар в створ в ворот с середины минифутбольного поля. Задача попасть в створ ворот. На выполнение упражнения дается 5
попыток. Оценивается кол-во попаданий в створ из 5 ти.
3.) Ведение мяча, обводка стоек, удар по воротам. На одной половине поля вдоль
лицевой линии поля на расстояни 1-2 м от этой линии ставятся стойки, на дистанции 2м
друг от друга. Задача обучающихся начать движение с мячом к стойкам, обвести стойки
змейкой и после прохождения последней стойки выполнить удар по воротам. Оценивается

41

время выполнения упражнения в долях секунд, от начала движения до момента удара по
воротам.
4.) Жонглирование мячом.

Задача обучающегося, с первой попытки

набить

максимальное количество раз мяч на ноге, не давая мячу упасть на пол(землю).
Допускается помощь головой грудью, бедрами и коленями, но засчитываются только
отскоки от стопы ног. Учитывается кол-во отскоков мяча от стоп, от момента первого
удара до падения мяча на пол.
Перевод в группу следующего года обучения осуществляется при условии положительной
динамики

показателей

общей

и

специальной

физической

подготовленности,

количественного объема освоения программы, участия в соревнованиях и выполнения
спортивных разрядов.
7. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
а) Основная литература
1. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. – М.:
Советский спорт, 2010. – 336 с.
2. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. – М.:Олимпия;
Человек, 2007. [1 этап (8–10 лет) – 111 с.; 2 этап (11–12 лет) – 204 с.; 3 этап (13–15 лет) –
310 с.; 4 этап – 165 с.
3. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. – М.:
Человек, 2010. – 176 с
4.

Люкшинов

Н.М.

Искусство

подготовки

высококлассных

футболистов.-М.:

Просвещение 2005г.
5. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. – М.: ООО
«Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004. -863с.
6. Тунис Марк. Психология вратаря. – М.: Человек, 2010. – 128 с.
7. Футбол. Примерная программа для системы дополнительного образования детей:
детско-юношеских

спортивных

школ,

специализированных

детско-юношеских

спортивных школ олимпийского резерва,:М.А Годик, Г.Л. Борознов, Н.В. Котенко —
[текст] Российский футбольный союз, Издательство: Советский спорт , 2011г.
8. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.; ФиС, 1989
9. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. 1984
10. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров / Под общей редакцией А. П.
Лаптеева, А. А. Сучилина. М. 1983.
б) Интернет-ресурсы
42

1. http://www.lib.sportedu.ru - научно-методический журнал «Физическая культура».
2. http:www.olimpiada.dljatebja.ru – Летние и зимние олимпийские игры.
3. http:www.FFIO.ru- Федерация футбола иркутской области.

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».